Все материалы публикуются в авторской редакции.
На примере психологического аспекта воспитания раскрыты способы представления воспитательной направленности содержания научно-методического обеспечения, которое разрабатывается для учащихся учреждений общего среднего образования в рамках отраслевой научно-технической программы «Воспитание через обучение». При рассмотрении основных психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции) определяются конкретные приёмы реализации психологического аспекта воспитания в дидактических материалах по различным учебным предметам.
В статье показано, что прогнозирование - одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределённость параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.
По результатам анализа трудностей внутришкольного оценивания обосновываются важнейшие подходы к разработке научно-методического обеспечения оценки качества образовательных результатов на уровне учреждений общего среднего образования. Сформулированы ключевые требования к научно-методическому обеспечению оценки образовательных достижений учащихся.
Статья посвящена обзору научных исследований, связанных с разработкой фундаментальных основ развития национальной системы образования. Охарактеризованы основные результаты, полученные при выполнении задании ГПНИ, ОНТП, раскрыто их теоретическое и прикладное значение. Представлены планируемые результаты задания подпрограммы «Образование» государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства».
Рассматриваются требования к разработке диагностических материалов для проведения процедур оценки качества общего среднего образования на национальном уровне. Анализируется практика применения в диагностических материалах действующих норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам общего среднего образования в части соответствия разрабатываемых заданий уровням усвоения учебного материала.
В статье рассматриваются методологические основания разработки критериев и показателей оценки качества дошкольного, общего среднего и специального образования для единой национальной системы оценки качества образования: актуальность научной проблемы, принимаемые подходы, результаты предыдущих исследований в этой области, цель, задачи, методы, исходные данные, логическая структура, требования к результатам.
В статье рассматриваются аспекты реализации компетентностного подхода с точки зрения повышения качества образования; анализируются проблемы определения ключевых терминов, связанных с компетентностным подходом, освещается опыт его реализации в общем среднем образовании Российской Федерации.
В статье рассматривается понятие «функциональная грамотность», анализируется зарубежный опыт её формирования. Даётся оценка проблемы формирования функциональной грамотности с точки зрения приоритетов государственной образовательной политики в Республике Беларусь. Обосновываются ключевые параметры проекта отраслевой научно-технической программы Министерства образования Республики Беларусь «Функциональная грамотность» на 2021—2025 годы
В обобщённом виде представлены результаты выполнения задания «Разработка стратегических направлений и механизмов инновационного развития потенциала дошкольного и общего среднего образования в условиях информационного общества» в рамках подпрограммы «Образование» Государственной программы научных исследований «История, культура, общество, государство» в 2011 году. Обосновывается практическая значимость полученных результатов, и определяются проблемные поля прикладных исследований.
В статье анализируется состояние и определяются основные задачи, связанные с решением комплекса научных проблем организации и проведения экспертизы и опытно-экспериментальной апробации информационно-образовательных ресурсов для системы дошкольного и общего среднего образования.
В статье представлены составляющие концептуальных состояний по формированию у учащихся функциональной грамотности (далее – ФГ) в воспитательном процессе учреждений общего среднего образования республики: цель и задачи, принципы формирования ФГ, виды ФГ. Дана характеристика потенциала воспитательного процесса. Выявлены организационно-педагогические условия и средства формирования ФГ личности учащегося. В заключение изложены ожидаемые результаты формирования ФГ в воспитательном процессе учреждений общего среднего образования.
В статье рассматривается содержание понятия «функциональная грамотность», определяется её значение при обучении учащихся основам здоровьесбережения. Раскрываются структурные особенности и параметры оценки развития функциональной грамотности в области здоровьесбережения, исследуются педагогические условия, средства и методы её повышения.
В статье раскрывается сущность понятия «функциональная грамотность младшего школьника». Уточняются и обосновываются её структура и содержательные элементы, согласованные с развитием метапредметных и личностных компетенций. На основе анализа компонентного состава метапредметных и личностных компетенций даётся структурно-содержательная характеристика интегративных компонентов функциональной грамотности учащихся начальной школы. Особое внимание уделяется определению показателей (соответствующих умений) их сформированности у младших школьников.
В статье рассматриваются проблемы реализации компетентностного подхода в начальном образовании, даются сущностные характеристики таким понятиям, как компетенция и компетентность, метапредметность и универсальные учебные действия младшего школьника. Проанализированы структура компетенций, классификация универсальных учебных действий учащихся начальной школы, раскрываются их роль и значение для формирования такой ключевой компетенции как «умение учиться». Представлены особенности разработки компетентностно-ориентированных заданий на примере содержания учебного предмета «Русский язык» в начальной школе.
Статья посвящена изучению особенностей современной системы начального образования в Финляндии. В исследовании определены базовые теории и принципы, на которых строится политика реформирования системы школьного образования. Проанализированы целевые ориентиры, структура, содержание образования, система оценивания результатов учебной деятельности учащихся начальной школы. Установлены факторы, обусловливающие эффективность финского образования. Выявлены возможности использования подобного опыта в системе начального образования Республики Беларусь.