Все материалы публикуются в авторской редакции.
В статье проанализированы факторы, обуславливающие необходимость формирования у учащихся навыков человека XXI века. С опорой на международный опыт обоснованы направления обновления национальной системы образования. Представлено видение обновленных содержания, форм, методов обучения навыкам XXI века и оценочных процедур для их измерения.
В статье определены структура и содержание понятий «функциональная грамотность младшего школьника», «коммуникативная функциональная грамотность младшего школьника». Раскрыты методология, концептуальные идеи и принципы формирования коммуникативной функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования. Скорректированы цели и задачи обучения учебному предмету «Русский язык», а также планируемые результаты учебной деятельности учащихся с позиций формирования функционально грамотной личности школьника. Представлено содержание образования в рамках предметного и метапредметного компонентов коммуникативной функциональной грамотности, приведена типология ситуационных заданий.
Статья посвящена анализу инструмента ePIRLS, изучающего качество чтения и понимания онлайн-текстов учащимися IV класса. Дается описание навигационных особенностей ePIRLS, позволяющих спрогнозировать характер потенциальных затруднений учащихся при выполнении теста. Приводится факторный анализ, влияющий на качество чтения и понимания прочитанного, обусловленный спецификой конструирования заданий ePIRLS и особенностями работы в виртуальной среде. Изучение и учет особенностей концептуальной рамки ePIRLS станут основой для разработки методических рекомендаций для педагогов по формированию читательских умений у учащихся в процессе работы с онлайн-текстами.
Статья посвящена изучению психолого-педагогических основ формирования у младших школьников компетенции «умение учиться». В исследовании рассмотрены подходы к определению содержания и структуры понятия «умение учиться», раскрыты содержательные, организационные и технологические аспекты формирования умения учиться в младшем школьном возрасте. Установлена взаимосвязь понятий «умение учиться», «читательские умения», «универсальные учебные действия», а также изучены возможности использования текста PIRLS как измерителя компетенции «умение учиться» у младших школьников.
Формирование высокообразованной духовно-нравственной личности гражданина Республики Беларусь – носителя ценностей национальной и мировой культуры является приоритетной целью общего среднего образования. В статье анализируется воспитательный потенциал содержания учебных программ по учебному предмету «Русская литература» (V–XI классы) с целью выявления того, насколько образовательная практика соответствует актуальным запросам общества. Рассматривается пояснительная записка, списки произведений для чтения и изучения и для дополнительного чтения, программные аннотации. Делается вывод о необходимости усиления нравственного компонента литературного образования за счет снижения знаниевой нагрузки на учащихся на III ступени общего среднего образования и возможности повышения воспитательного потенциала учебного предмета «Русская литература».